МОНИТОРИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗа НА РЫНКЕ ТРУДА

 

На сегодняшний день, актуальность задачи поддержки процесса трудоустройства выпускников связана с разрешением следующего противоречия: с одной стороны выпускники университетов являются носителями современного знания и полны созидательной энергии, с другой – они не имеют профессионального опыта, который на данный момент является основой при формировании стоимости труда молодого специалиста. Поэтому предложений со стороны работодателя много, но по низкооплачиваемым категориям и они не представляют интереса для молодых кандидатов на вакантное место. В итоге мы имеем ситуацию рассогласования. Во-первых, это рассогласование проявляется в существовании большого количества вакансий, которые не могут быть заполнены из-за отсутствия специалистов требуемого профиля. Кроме того, в ближайшее десятилетие будет продолжаться демографический спад населения. В таких условиях нехватка квалифицированных специалистов будет продолжать свой рост. Во-вторых, это дефицит необходимых знаний, умений и навыков, которые востребованы сегодня на рынке. И, в-третьих, это психологическое рассогласование, выражающееся в неумении позиционировать себя на рынке труда, в отсутствии коммуникативных навыков, то есть неадекватное представление о собственной рыночной стоимости работника и о том производственном пространстве, в которое входит работник.

В рамках гранта РГНФ («Информационная система для оценки профессиональных и личностных компетенций», проект № 06–06–12629 В) летом 2006 года было проведено исследование с целью определения ключевых компетенций, востребованных сегодня на рынке труда. Опрашивались выпускники ТУСУРа 2000–2005 гг. выпуска.

В ходе исследования выпускникам ТУСУРа было разослано 1069 анкет, на 4% анкет были получены ответы. Несмотря на достаточно низкий процент выборки, данное исследование все же позволяет выстроить ряд гипотез относительно проблемных ситуаций и особенностей трудоустройства выпускников. Вопросы анкеты носили открытый характер, что позволило бывшим выпускникам высказать собственную, ненавязываемую исследователями, точку зрения. Далее ответы были сгруппированы и проанализированы.

Исследование показало, что 47% опрошенных работало во время учебы, причем это были не случайные заработки (раздача листовок, официанты, мойщики машин и т. д.), а направления, тем или иным образом связанные с получением опыта в сфере получаемой специальности. Выпускники осуществляли поиск рабочего места следующим образом: напрямую обращались к работодателям – 66%; использовали знакомства и связи – 53%; использовали средства массовой информации – 42%; рассылали резюме – 39%; пользовались услугами кадровых агентств – 37%; пользовались услугами службы занятости – 13%; использовали средства Интернет – 7%. Чаще всего выпускники находили место работы путем прямого обращения к работодателю – 45%, а также через связи и знакомства – 21%.

На вопрос, благодаря каким качествам вы нашли работу? 37% ответили, что благодаря знаниям; 29% – целеустремленности; 24% – настойчивости; 16% – уверенности; 11% – профессионализму; 11% – коммуникабельности. Кроме того, назывались такие качества, как трудолюбие, ответственность, сообразительность, интуиция и вежливость.

Раньше диплом высшего учебного заведения давал выпускнику уважение, престижную работу, высокую занимаемую должность. Но, в последнее время «корочка» перестала быть простым пропуском в мир больших возможностей. Для того чтобы реализовать себя в послевузовской жизни, нынешним студентам уже на первых курсах необходимо строить свою карьеру, и это касается не только полученных знаний.

В проведенном исследовании респонденты попытались оценить свои конкурентные преимущества. На первом месте в равной степени оказались поставлены знания и опыт, что собственно ярко отражает реальность, так как опрашивались выпускники, уже работающие и имеющие за плечами реальный опыт. На втором месте оказалась сообразительность – способность быстро понимать, что требуется от работника, схватывать суть и быстро осваивать новые знания. На третье место была поставлена целеустремленность, на четвертое – настойчивость и желание работать. В качестве других конкурентных преимуществ выпускниками назывались ответственность, коммуникабельность, умение работать в команде, умение «подать» себя и оптимизм.

Если сделать небольшой сравнительный анализ требований, предъявляемых к соискателям, можно прийти к выводу, что наиболее востребованными компетенциями у работодателей являются знания, трудолюбие и профессионализм. Интересно, что некоторые респонденты прокомментировали то, что хотят видеть работодатели в молодых специалистах, как «желание работать день и ночь на благо предприятия», «бесплатную рабочую силу с огромным потенциалом» и т. д. На второе место были поставлены сообразительность и инициативность. Конечно, специальные знания плюс практический опыт – это одна из составляющих успеха. Но сегодня на трудовом рынке все больше котируются не только высококвалифицированные специалисты, но и творческие личности, которые способны сами добывать нужные знания и на их основе порождать новые. Так же востребованными компетенциями назывались ответственность, целеустремленность, коммуникабельность, уверенность и исполнительность.

На вопрос анкеты, что кроме связей и опыта нужно знать/иметь/делать, чтобы легко найти работу, были получены следующие данные. 24% ответили, что нужно четко знать, кем и где хочешь работать и сколько получать, то есть заранее определиться с организацией, профилем работы и работать; 18% ответили, что нужно проявлять активность, то есть во время учебы заниматься исследованиями в области, которая интересна, где при этом можно «засветиться» (т. е. показать себя и завести нужные знакомства); 16% ответили, что нужно уметь продавать себя, 11% ответили, что необходимо быть уверенными. Назывались и такие качества, как везение, коммуникабельность, желание работать. Кроме того, нужно обладать дополнительными и специальными знаниями, заниматься исследованиями во время учебы, проходить практику на конкретном предприятии, начинать приобретать профессиональный опыт во время учебы («работодателю не столько важен красный диплом, главное – опыт работы»).

Не надо забывать, что сегодня на рынке продается все, в том числе и знания, полученные в вузе. Опыт и связи всегда были неотъемлемыми составляющими успешного трудоустройства. Но на сегодняшний день все большее значение приобретает умение преподнести себя, подать свои знания, раскрыть свой потенциал. Поэтому вузам необходимо давать не только профессиональные знания, но сформировать ряд профессионально-значимых и социально необходимых личностных качеств, характеризующих социальный облик будущего специалиста. В рамках учебного курса необходимы тренинги: формирование активной жизненной позиции; оценка собственных возможностей на рынке труда; получение навыков поиска работы; умение презентовать себя работодателю; как стать лучшим кандидатом на избранную работу или должность; как производить нужное впечатление; как повысить собственную самооценку и достичь поставленной цели.

В заключение хотелось бы привести несколько напутственных слов, которые в анкете давали бывшие выпускники будущим поколениям: «Получайте образование для СЕБЯ, а не для диплома!», «Стучите во все двери и не отчаивайтесь. Верьте в себя, верьте в успех!», «Твердо выберите цель и идите к ней!», «Не бойтесь идти вперед: лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и все равно пожалеть!».

Н.В. Балановская, О.В. Жукова

 

Версия для печати


Профтест онлайн - найти свою профессию

20.03.17
На вебинарах будет показано, как работают компьютерные системы и как их использовать в практической работе. Системы просты в применении. Отчеты наглядны и понятны, удобны для индивидуальной и групповой работы...
20.03.17
Типологии позволяют быстро понимать сильные и слабые стороны личности, направленность интересов, ведущие мотивы. Рекомендации с опорой на тип личности всегда наглядны, обоснованы, результативны...
17.08.16
Обучающие вебинары-тренинги для профконсультантов. С получением сертификата...


Архив новостей

 

 

, .
сайт обновлен: 02.08.2017.
       
Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите нам  
или звоните (3822) 53-31-18, 44-06-21, 90-67-42


Работает на: Amiro CMS