Моделирование
команды
с использованием экспертной системы «РЕСУРС-К»
(Невраева
И.В.)
Когда в товарищах
согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
И. Крылов
Известная
мораль бессмертной басни Ивана Андреевича Крылова является яркой метафорой,
актуализирующей задачу подбора людей, способных в своей совокупности достичь
поставленную цель. К тому же, сегодня все чаще появляются
запросы на сплочение команды. Клиента волнует, как снизить амплитуду конфликта,
направить его энергию в созидательное русло.
Командная работа в современном мире
существенна. Успешная работа с другими делает знания и способности человека
продуктивными. Она требует создания взаимодополняющей команды людей, обладающих
знаниями и способностями, которые могут компенсировать и нейтрализовать
незнание и слабость отдельных ее членов.[1]
В данной статье вы сможете познакомиться с
основными аспектами формирования команды и возможностями экспертной системы
РЕСУРС-К в этом процессе.
Иногда к нам поступают заказы на сплочение
команды численностью 60 и более человек. Сразу оговоримся, что под командой
будем понимать группу людей численностью от 3 до 9 человек с распределенными и
дополняющими друг друга ролями, образующими единый организм, обеспечивающий
результат.
Группы
людей с большей численностью больше, чем 9 человек, можно охарактеризовать как
коллектив с функциональным разделением труда. Функциональные роли относятся к
должностным обязанностям и охватывают профессиональные навыки и умения, знания и опыт. При этом не
всякая группа численностью 9 или меньше людей может называться командой. При
формировании команды важно определить необходимые командные роли и найти их
среди членов моделируемой команды.Командные
роли отражают подход, отношение к работе, которые определяются нашими врожденными или
приобретенными личными качествами и мотивами.
В этой связи члены команды будут отдавать большее предпочтение тем
командным ролям, которые больше соответствуют их индивидуальным потребностям.
Таким образом, роль, в отличие от должностной инструкции, есть естественное образование характерных результативных
моделей поведения.
При формировании команды важно иметь в виду,
какую команду нам нужно. Различают несколько типов команд:
1-
Управленческая
2-
Проектная
3-
Экспертная
4-
Технологическая (бригада)
Управленческая команда создается для
стратегического управления организацией. Ее задача – обеспечить прорыв,
осуществить стартап, выйти из кризиса. При формировании управленческой команды
мало распределить роли, важно договориться о ценностях, которые будут положены
в принципы взаимодействия друг с другом и внешней средой.
Проектная
команда создается под конкретный проект. Командные
роли соотносятся с задачами проекта.
Экспертная
командаготовит ответы на актуальные вопросы, дает
оценку происходящим на рынке событиям, анализирует и описывает наиболее запрашиваемые темы отрасли. В команду экспертов могут быть
включеныуспешные предприниматели, специалисты в различных отраслях бизнеса и
экономики.
Бригада
как команда, созданная в рамах технологического процесса,
в которой распределены функции и роли, ценит взаимную поддержку, взаимозаменяемость
и слаженность в работе.
В зависимости от типа команды, ментальность как
относительно целостная совокупность установок и привычек[2] формируется для
различных онтологических типов [3] по-разному. В управленческой команде - на уровне ценностей, в проектной – нормами и
правилами; в экспертной или бригаде – профессиональными стандартами.
Рис.
1. Особенности формирования ментальности для различных онтологических типов
команд.
Далее в статье мы в большей степени будем
делать акцент на управленческую команду, так как благополучие любой организации
во многом зависит от слаженности действий управленческой команды, а разногласия
между топ-менеджерамикак минимум снижают эффективность управления, а как
максимум - подрывают репутацию управленческой команды в целом.
Прежде чем приступить к построению алгоритма моделирования
команды, разберемся, какие командные роли известны. Наиболее известный
конструктор команд - Р.Бэлбин, предложивший 9 ролей[4]. Гуленко В.В. с конца прошлого века занимается
моделированием команд на основе типологических особенностей людей[5]. Куинн и
Камерон подходят к распределению командных ролей с позиции предпочитаемого типа
культуры [6], Базаров Т.Ю изложил результаты своей многолетней практики в
области формирования команд в административных структурах[7]. В таблицу 1
сведены определения командных ролей всех перечисленных выше авторов. Все
полученное многообразие состоит из 11 ролей.
Таблица 1. Варианты управленческих ролей
№
|
Управленческие роли
|
Содержание роли
|
Мои роли
|
1
|
Генератор идей,
управленец-новатор
|
Стратег, формулирует цели, задает вектор
развития, горит своими идеями, обладает высокими умственными способностями.
Талантлив и созидателен. Личность способная предвидеть изменения. В основании его или ее влияния
лежит предвидение лучшего будущего и питание надеждами других.
|
|
2
|
Организатор,
систематизатор,
постановщик, координатор
|
Ориентирован на решение задач и принятие решений. Личность, добивающаяся результатов упорным
трудом. Строит структуры,
описывает технологии. Принимает
взвешенные решения, координируя согласованную работу команды. Осуществляет
промежуточный контроль. (Председатель)
|
|
3
|
Администратор, инструктор,
контролер
|
Беспристрастный, технический, хорошо информированный
эксперт. Личность, отслеживающая детали и знающая дело. В основании его или
ее влияния лежит управление информацией. Активно поощряются документирование
и информационный менеджмент. Определяет правила взаимодействия,
алгоритмизирует деятельность.
|
|
4
|
Руководитель,
эмоциональный лидер, душа команды, формирователь коллектива
|
Ориентирован на людей и процессы. В
основании его или ее влияния лежит вовлечение людей в принятие решений и
разрешение проблем. Осуществляет взаимодействие с коллегами, поддерживает
положительную социально-психологическую атмосферу. Энтузиаст, вовлекатель. Ненавязчиво налаживает отношения внутри
команды, неявно участвуя в управлении, а лишь объединяя людей.
|
|
5
|
Стратегический
проектировщик, аналитик, провидец, отражатель
|
Ориентирован помыслами в будущее. Личность,
озабоченная тем, куда идет организация, делающая акцент на возможностях и
оценивающая вероятности. Оценивает, ищет истину, способен критически подойти к делу, оценить
все нюансы и детали, углубиться в суть и найти оптимальный вариант. Романтик,
критик, видит противоречия и изменения.
|
|
6
|
Лидер-визионер, наставник,
двигатель
|
Эффективен
на старте при мобилизации человеческих ресурсов. Заботливый и проявляющий
участие. Активно поощряет следование моральным принципам и преданность
делу. Ценит: движение,
пользу, работу.
|
|
7
|
Старшина, боец, лидер
|
Агрессивный и решительный. Личность,
активно преследующая решение задач и достижение целей, получающая заряд
энергии в конкурентных ситуациях. Достижение победы — доминантная цель, фокус
внимания — на внешних конкурентах и позиции на рынке. Эффективен в ситуации
кризиса и организации междисциплинарных проектов. Ценит: мобилизованность,
силу, воздействие, весомость.
|
|
8
|
Исследователь ресурсов,
диагност, доводчик, мастер
|
Загораетcя
чужими идеями, продвигает их, привносит «новшества» и решения извне, умея
вовремя разведать окружение на наличие полезных контактов и людей. Талантлив
как писатель, обладает проницательностью, зам.руководителя по кадровому
формированию.
|
|
9
|
Работник компании
|
Делает
то, что надо команде для результата, но может не обращать внимания на мелочи
и качество.
|
|
9.1
|
Работник компании,
технолог
|
Определяет последовательность шагов и результатов,
пишет инструкции
|
|
9.2
|
Работник компании,фасилитатор
|
Создает условия другим
|
|
Для
моделирования команды система РЕСУРС-К позволяет использовать следующие
подходы, главным образом, для определения и распределения ролей.
1.
На
основании типологических особенностей личности. Данный
подход основан на типологических разностях
людей, а именно на анализе и
разрешении противоречий между
представителями различных типов людей и разделении сфер влияния в соответствии
с их личностными предпочтениями и предрасположенностями. Для определения типологических
особенностей используются типологические тесты. Рассмотрим этот подход на
примере соционики. В результате тестирования мы получаем оценку следующих 8
параметров:
1-
E – экстраверсия
2-
I - интроверсия
3-
S - сенсорика
4-
N – интуиция
5-
T – логика
6-
F – этика
7-
J – рациональность
8-
P - иррациональность
Например, по результатам
тестирования с явным преимуществом человек получается экстравертным,
интуитивным, логическим иррационалом. Роли, в которых такой человек будет
эффективен:Генератор идей, управленец-новатор; Стратегический проектировщик,
аналитик, провидец, отражатель; Лидер-визионер, наставник, двигатель.Ниже,
в таблице 2, приведены другие примеры выраженности параметров и соответствующих
этому сочетанию ролей.
Таблица
2. Рекомендуемые роли в соответствии с выраженностью параметров.
№
|
E
|
I
|
S
|
N
|
T
|
F
|
J
|
P
|
Рекомендуемые
роли
|
1
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
Генератор
идей, управленец-новатор; Стратегический проектировщик, аналитик, провидец,
отражатель; Лидер-визионер, наставник, двигатель.
|
2
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
Администратор,
инструктор, контролер; Исследователь ресурсов, диагност, доводчик, мастер
|
3
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
Руководитель,
эмоциональный лидер, душа команды, формирователь коллектива
|
2. На основании требований
деятельностии важных в этой связи компетенций. При
распределениибизнес-ролей на основе деятельности мы опираемся на выходной
документ системы РЕСУРС-К «Менеджерский потенциал».
Для
определения Менеджерского потенциала была взята модель менеджмента, основанная
на 6 взаимосвязанных функциях: планирование, организация, мотивация,
контроль, принятие решений и коммуникация.
Диагностическая
система оценивает компетенции, обеспечивающие выполнение перечисленных выше
функций:
·
Функция Планирование,
обеспечивается умением ставить цель и умением находить пути достижения
·
Для Организациинеобходимы
умения управлять ресурсами и создавать условия благоприятные для достижения
цели
·
Мотивация предполагает
веру в успех и гибкость при подходе к
людям и ситуациям
·
Контрольбазируется
на умении определить критерии, важные для измерения результата, и умении
измерить по заданным критериям
·
Принятие решенийрассматривается
как умение брать на себя ответственность
в различных ситуациях и умение делать выбор из ряда альтернатив
·
Коммуникацияоснована
на умении ясно формулировать и доносить
информацию до слушателей и в то же время умении услышать другого
Результаты анализа уровня выраженности
компетенций, обеспеченности процесса менеджмента интегрируются в общий
результат. Он представляется в графическом виде, как это представлено на
рисунке ниже. ![](_mod_files/ce_images/Resurs-K/modelirovanie_komandi_resourse-k_pic.2.jpg)
Рис. 2 Результаты оценки менеджерского
потенциала.
Глядя
на рисунок, мы можем предположить, что функции: планирование, организация,
контроль, и коммуникацияобеспечены в должной мере. Такой человек умеет
планировать (ставить цель и находить пути достижения), организовать работу
других, умеет взять на себя ответственность, верит в успех, умеет измерить и проанализировать результат
по заданным критериям, обработать и донести
информацию.По совокупности умений с высокой долей вероятности можно
предположить, что такому человеку подходит роль Организатора, систематизатора,
постановщика, координатора. Другие примеры распределения ролей на
основании деятельностной модели приведены в Таблице 3.
Таблица 3. Рекомендуемые роли на основе обеспеченности управленческих функций
соответствующими умениями.
№
|
П
|
О
|
М
|
К
|
Пр
|
Км
|
Рекомендуемая
роль
|
1
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
Организатора,
систематизатора, постановщика, координатора.
|
2
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
Руководитель,
эмоциональный лидер, душа команды, формирователь коллектива
|
3
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
Старшина,
боец, лидер
|
Таким образом, от предназначения
команды, определяются приоритеты и требования к команде и, соответственно, содержание командных
ролей.
3. На основании предпочитаемого
респондентом типа культуры. Концептуальной основой
этого подхода при построении
управленческой команды являются 3 постулата:
·
носителями культуры организации являются ее
лидеры
·
сильная культура – есть сбалансированная
культура, в которой представлены все 4 составляющие их разновидности
·
элементы культуры поддерживаются развитием
соответствующих компетенций
В зависимости от характера бизнеса выбирается
та или иная культура с соответствующим гласным или не гласным кодексом
поведения, законодателем которого и главным же его исполнителем (носителем)
является управленческая команда. Можно сказать, что процесс образования команды
- есть процесс образования ее внутреннего культурного контекста.
При определении ролей мы опираемся на
предпочитаемый тип культуры, т.е. выбираемый человеком при тестированиикак
идеальный. Предполагая, что идеальный или желаемый тип культуры – это та
благоприятная среда для человека, которая повышает его отдачу на работе и
удовлетворенность одновременно. Даже если человек оказывается в чуждой ему
культуре, но ролевые модели поведения соответствуют его идеалу, он может
прижиться в организации, подтвердив свою состоятельность. Таким образом, за
счет оптимизации распределения ролей, отчасти удается создать благоприятный
микроклимат для разных лидеров по своим предпочтениям и не разрушить, а скорее
наоборот усилить культуру организации, придав ей самобытность.
Для диагностики предпочитаемого типа культуры
в системе РЕСУРС-К используется метода
Камерона К.С., Куинна Р.Э. Авторы различают 4 типа культуры:
·
Клановая (КЛН), основанная
на отношениях
·
Инновационная(ИНВ),
основанная на творчестве, изобретательстве, свободе самовыражения
·
Рыночная(БИЗ), в которой
ценится результат
·
Административная(АДМ),
основанная на регламентах
Ниже
на Рис.3. пример результатов тестирования конкретного человека.
![Подпись: Внешний фокус и дифференциация](file:///C:\Users\E784~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image011.gif)
Рис.3. Графическое представление культуры «как есть» и «как хочу»
Красной сплошной линией показана культура организации
так, как чувствует сам человек(Культура как есть). А сиреневой пунктирной – та пропорция,
которая комфортна для человека (Культура как хочу).
В зависимости от индивидуальных предпочтений респонденту может
быть рекомендована та или иная роль.Так, например, график на рис.3 ,
построенный по результатам тестирования, показывает явное предпочтение
человеком культуры инновационного типа. А значит, ему свойственна роль «1-Генератор идей, управленец-новатор» или «5- Стратегический
проектировщик, аналитик, провидец, отражатель».А с учетом расположения
ломанной по осям БИЗнес и КЛаН, возможна роль «6-Лидер-визионер, наставник, двигатель»
Для достижения эффекта синергии, возрастания
эффективности деятельности в результате интеграции, необходимо соблюдать принцип
дополнения – «мы все разные». Пересечение ролей возможно, совпадение – нет.
С использованием обозначенного принципа мы
можем построить модель команды, имея информацию о потенциальных участниках.
Такая информация может быть представлена в виде личностного компетентностного
профиля.
Важным является и принцип взаимозаменяемости – каждый имеет
в своем арсенале несколько ролей и ротируется в их соответствии. Эту информацию
мы тоже можем получить из личностного компетентностного профиля.
3-ий
принцип –принцип подобия – «мы все одинаковые». Для
всех членов команды определяются единые цели и правила взаимодействия. Эти
важные для команды ориентиры, в большей степени, осознаются в совместной
деятельности, за пределами того моделирования, что позволяет осуществлять
система РЕСУРС-К В данном контексте речь, скорее, идет о командном поведении,
связанным с выработкой объединяющей идеи и правил поведения, способствующих ее
достижению или принципов поведения предупреждающих или разрешающих
разрушительные конфликты. Как например:
·
Достигаем одинакового
понимания задач и проблем.
·
Каждый самостоятельно
обеспечивает результат (передаем эстафету)
·
Обсуждаем достигнутые
результаты, их применимость, отбираем стоящее
·
Усиливаем лидера ипр.
Таким образом, согласно последнему замечанию,
при моделировании команд важно, с одной
стороны, предусмотреть однородность ее членов, что повышает доверие и
согласованность действий. А с другой – дифференциацию членов команды, их
необходимое и достаточное разнообразие. Дифференциация членов команды
обеспечивается распределением ролей в их соответствии тестовым показателям, как
это показано при описании различных подходов.
В качестве модели
команды может быть взят треугольник с необходимым и достаточным набором ролей для
обеспечения эффективности совместной деятельности при решении управленческих
задач.
![](_mod_files/ce_images/Resurs-K/modelirovanie_komandi_resourse-k_pic.4.jpg) Рис.4.
Модель команды в форме треугольника
ГЕНЕРАТОР.
Человек, который будоражит и инициирует процесс. Это возможно через генерацию
идей, привлечение заинтересованных людей,
формирование ясного видения: где, что, когда, разработку сценариев и алгоритмов. В соответствии с ролями,
представленными в Таблице 1, ГЕНЕРАТОРАМИ могут быть представители
следующих ролей:
1 - Генератор идей, управленец-новатор
4 - Руководитель,
эмоциональный лидер, душа команды, формирователь коллектива
5 - Стратегический
проектировщик, аналитик, провидец, отражатель
ОРГАНИЗАТОР.
Человек действия, который лучше понимает конкретно сложившуюся ситуацию, ту, в
которой он оказался непосредственно. Он подхватывает и реализует идеи
ГЕНЕРАТОРА. Это возможно через распределение обязанностей, конкретное действие,
выстраивание процессов, постановку измеримых и достижимых целей.В
соответствии с ролями, представленными в Таблице 1. ОРГАНИЗАТОРАМИ могут быть представители следующих ролей:
2
- Организатор, систематизатор,
постановщик, координатор
6
- Лидер-визионер, наставник, двигатель
7
- Старшина, боец, лидер
КОНТРОЛЕР.
Человек, который обеспечивает соблюдение договоренностей, следит за качеством,
предупреждает рисковые ситуации. Это возможно через сбор и анализ информации,
введение контрольных точек, планирование исследований и экспериментов, отладку
и доводку процессов до соответствующего качества, анализ и диагностику. В
соответствии с ролями, представленными в Таблице 1. КОНТРОЛЕРАМИ,
могут быть представители следующих ролей:
3
- Администратор, инструктор, контролер
8
- Исследователь ресурсов, диагност,
доводчик, мастер
9
- Работник компании
Триады
в бизнесе эффективнее пар за счет нивелирования межличностных конфликтов и
достаточного при этом разнообразия точек
зрения для принятия взвешенных, системных решений, что обеспечивает целостность
и позволяет достигать эффекта синергии.
Алгоритм
распределения ролей на основе результатов диагностики в экспертной системе
«Ресурс-К» www.Resource-K.ru позволяет построить
модель, которая в дальнейшем требует осознания со стороны участников и
настройки на конкретную деятельность, содержанием которой могут быть различные
аспекты: разработка, доводка, отладка, вывод на рынок и др
Представленные в статье
подходы формирования команд актуальны для создания команды как
самоорганизующейся системы на принципах
взаимного дополнения и равного статуса. За счет образования взаимного
притяжения и самоактуализации.
При работе над статьей использовалась литература: - Кови
Ст.Р. Восьмой навык: от эффективности к
величию. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 422с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках./
Левин К., СПб.: «Сенсор», 2000. - 368
- Белбин Р.М. Типы ролей в
командах менеджеров. Hippo, 2003.-232 с
- Базаров, Т.Ю. Технология центра оценки персонала:
процессы и результаты: практическое пособие / Т.Ю. Базаров. – М.: Кнорус, 2011.
– 304 с.
- Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. –
Новосибирск: РИПЭЛ, 1995 – 192 с.
- Федоров Ю. М. Сумма антропологий/ Федоров
Ю.М.. — Новосибирск: «Наука», 1996. — 892 с.
- Смирнов
Э.А. Теория организации./ Серия: Вопрос - ответ. М.: Инфра-М, 2007 - 248 стр.
- Камерон К.С., Куинн Р.Э, Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.:
Питер, 2007
|